Прежде, чем начать рассказ об этой удивительной женщине, матушке Вере, хочу предложить вашему вниманию стихотворение.
Меня спросили,
кем хочу я стать?
Я вам отвечу— Человеком.
Чтоб человеком мог меня
назвать
Любой, кто б на своем пути
меня не встретил.
Хочу я жизнь не зря прожить
И добрых дел свершить немало.
Я знаю, нужно мне спешить,
Чтоб время зря не угасало.
Нельзя минуты упускать,
Ведь потеряв хотя бы миг,
Ты можешь много потерять,
И даже то, чего достиг.
Ты знаешь цель свою — борись,
Борись всегда, не знай покоя,
А если трудность на пути,
То не сдавайся ей без боя.
Вся жизнь — борьба,
борьба со злом.
И всюду есть свои преграды,
Но этот маленький разлом
Не должен стать в пути
оврагом.
Ведь жизнь короткая — она
Растает быстро, словно снег,
Но память будет жить в веках,
Ведь наше имя — Человек!
Зрелое стихотворение, правда? Не поверите, но эти строки некогда вышли из-под пера десятилетней девочки. Эта девочка — Настя Гончарова, дочь матушки Веры и протоиерея Александра.
Личность
Наше первое знакомство состоялось несколько лет назад. В воскресную школу храма иконы Божией Матери «Целительница», вернее, студию духовно-нравственного воспитания на православных традициях белорусского народа (так она именуется официально) меня пригласили на Рождественский утренник. Но это был настоящий спектакль, поставленный Верой Гончаровой, или матушкой Верой, как ее почтительно называют. С тех пор довелось видеть воспитанников студии не однажды. Всякий раз впечатляли их игра и сама Вера Григорьевна, для которой каждое выступление — как первое. Такой уж характер.
Белорусы со Знаком качества
Недавно мы встретились в духовной семинарии, и я впервые увидела матушку Веру в народном костюме, правда, не совсем для нас привычном. Сказала об этом, она улыбнулась:
— А это костюм с Полесья, с моей родины.
О своем Ричёве, что в семи километрах от Турова, Вера Григорьевна может рассказывать бесконечно. Там по-особому дышится и она, как признается, молодеет, у нее проходит давление и горят глаза. С эмоциональностью, присущей полешукам, рассказывает о местном говоре, который муж поначалу вообще не понимал. Он из Могилевской области, и когда первый раз приехал, в ответ на все речи только согласно кивал головой. Доходило до смеха. Теща попросила подать «кажушак», он метнулся к молодой жене, чтобы показала, где найти тот кожух. А оказалось, подать надо было щуку…
Вера Григорьевна рассказывает, как однажды Петр Миронович Машеров, находившийся на Полесье с визитом, с юмором заметил:
- Полешуки — те же белорусы, только со Знаком качества.
Народ у них и правда особенный. Вспоминает, как мама не раз характеризовала других:
- Добры чалавек, гаманкі.
Спокойствие и немногословие зятя ее поначалу удивляло, но разглядела его сразу, когда на деревенскую свадьбу приехало много друзей.
- Видно, хороший человек, — сказала и добавила: — Столько людей да в такую даль к плохому не поедут.
День в углу
Вера Григорьевна родилась в верующей семье. Ее дедушка Степан Игнатьевич Бичко входил в двадцатку активистов Туровского храма. На службу шел семь километров туда и семь обратно.
Однажды мама, старшая из девяти Степановых детей, взяла первоклассницу Веру на службу. Девочка глаз не сводила с батюшки, который, как ей казалось, смотрел только на нее. В классе рассказала обо всем, что слышала, а в проповеди священник как раз говорил о том, чтобы дети хорошо учились в школе. Одноклассники тут же доложили учительнице, и та поставила отличницу Веру в угол на целый день. Проплакала, но так и не поняла, за что.
Теперь понимает — такое время было. А учительнице, с которой у них хорошие отношения, благодарна за тот случай, который заставил о многом задуматься. Уже в Витебске, когда однажды привела старшую дочь в студию эстетического воспитания в ДК УБОН, услышала, как кто-то сказал, что открылась воскресная школа, и первое, что подумала: “Это для меня. Там найду ответы на все свои вопросы”.
Путь к спасению
С супругом закончили Белорусскую сельскохозяйственную академию: она — экономический факультет, он — инженерный. Александр Гончаров на два года старше, учился в аспирантуре, когда однокурсник-монгол, которому Вера помогала писать дипломную работу, в знак благодарности пригласил ее и его (своего друга) в гости. Еще подумала, что парень, наверное, с подготовительного отделения (слишком юное лицо). А он, как выяснилось, давно приметил бойкую девушку, только познакомиться не решался. По характеру они действительно разные: огонь и вода, но не зря ведь разноименные заряды притягиваются…
Венчались Гончаровы уже в Витебске, в день свадьбы, 17 ноября, но с интервалом в семь лет. Это было в Казанской церкви, и тогда с ними произошел первый чудесный случай. Здесь, в церковной лавке, Александр Владимирович увидел “Закон Божий”, который с подачи жены уже прочел. Книга потрясла, и он тогда сказал: “Такую правду я всю жизнь искал». Естественно, захотел ее купить, но стоила книга 50 рублей (по тем временам большие деньги). Их у него не было, но по привычке сунул руку в карман. А костюм ведь был новый, недавно купленный, и каким было удивление супругов, когда вытащил вдруг нужную купюру!..
После торжества Вера Григорьевна сказала мужу, что надо бы батюшку, который их венчал (это был Владимир Быстряков), пригласить с матушкой в гости. Александр Владимирович еще засомневался:
- А о чем с ними говорить?
- Он кандидат наук, ты кандидат, —парировала супруга, — так что молчать не будете.
Как в воду глядела. Только не о науке говорили гости с хозяином, а о вере и боге, а на память оставили “Путь ко спасению” Феофана Затворника.
Молитвенники нужны
Жена Владимира Быстрякова вела воскресную школу при Покровском соборе, которую посещали Вера Григорьевна с дочкой. Ответы на некоторые вопросы здесь нашла, но не на все. Как смеется, “чем дальше в лес, тем больше дров”. И тогда вспомнила об односельчанке, ушедшей в монастырь в Полоцке. Поехала, разыскала и попросила помочь ей найти духовного отца. Им стал тогдашний духовник монастыря, ныне покойный отец Михаил Бураков. Он еще поинтересовался, почему просится в духовные чада. Была откровенной: “Слишком много накопилось вопросов, а ответов найти не могу”.
Потом набралась смелости и попросила, чтобы батюшка разрешил мужу приехать к нему.
- А кто он? — поинтересовался отец Михаил.
- Кандидат наук, — важно ответила Вера Григорьевна.
- О-о, — протянул священник, — в таком случае пусть приезжает.
Она тогда вернулась из Полоцка окрыленной, чего не скажешь об Александре Владимировиче, который на все её эмоциональные рассказы о духовном отце только пожимал плечами — батюшка как батюшка. В тот период он сам преподавал в академии ветеринарной медицины и был директором воскресной школы в Свято-Георгиевском храме. Тем более было удивительно, когда через некоторое время отец Михаил затеял разговор о рукоположении в священники, Вера Григорьевна еще выдвинула “веский” контраргумент:
- Что вы, у него же голоса нет!
- Да у нас артистов в храме много, — отвечал батюшка, — молитвенники нужны.
Начало начал
В августе 2006 года в храме иконы Божией Матери “Целительница”, настоятелем которой был назначен Александр Гончаров, состоялось первое богослужение. Он тогда еще перевез откуда-то деревянный сруб, и шесть лет служба шла в маленькой церкви, а новый храм строился параллельно. Теперь в деревянном здании, которую одни называют белорусской хаткой (быт воссоздан до мелочей), другие — музеем воскресной школы и даже храма, проходят занятия. Все эти годы Вера Григорьевна, матушка Вера, возглавляет воскресную школу, или студию духовно-нравственного воспитания на православных традициях белорусского народа, которая размещается в центре “Маладзік”.
На ее женскую долю испытаний тоже хватило — четверо детей, дом, дача, а это 25 соток земли. Но она всегда сопереживала мужу, зная, как нелегко дается стройка, и старалась не грузить его домашними заботами. На вопрос, как же ему удается совмещать преподавательскую и научную работу со священнической службой, отвечает, вмиг став серьезной:
— Господь управляет.
Говоря о себе, опять улыбается—она и чтец, и певчая, а в воскресной школе и на дуде игрец. Творческое начало заложено с детства — у них на Полесье народ певучий. Даже уверены, что название реки Припять от слова “припевать”. В школе был театр, где кого только ни играла — и Павлинку, и Марысю, и Снегурочку. А еще танцевала в кружке хореографии. Во время учебы в академии руководила хореографическим коллективом, на гастроли с которым выезжали даже за рубеж. Все это пригодилось в новой жизни, которая началась в статусе матушки, — Господь, видно, готовил к этой миссии.
Работа у Бога
Матушкой быть нелегко — много ответственности. Отец Александр окормляет еще и онкодиспансер (храм “Всецарица”), и ей приходится постоянно быть на виду, под прицелом многих глаз. То, что не имеет права на слабину, подчеркивает даже родной отец (после смерти матери уже четвертый год живет в их семье). Стоит дочери обратиться к нему или к кому-то из близких чуть построже, он тут же заявляет:
— Тебе нельзя, ты у Бога работаешь. А как радовалась мать, когда зять стал священником, и сожалела только об одном, что дед Степан не дожил до этой замечательной поры. Когда умерла, ее отпевал зять. Внучки пели на клиросе, а младший внук пономарил. Бабушка того заслуживала — она участвовала в возрождении Михайловской церкви в родной деревне, собирая пожертвования (21 ноября у них престольный праздник— день архистратига Михаила, когда устраивается “кірмаш”). Пела на клиросе, не пропуская службу, хотя очень болели ноги, — отец (золотые руки!) собрал трактор и подвозил в храм.
Еще один праздник, почитаемый полешуками, — день памяти Кирилла Туровского (11 мая). Для матушки Веры это не просто святой —личность, на одаренность которого повлияла полесская природа. С презентацией, посвященной знаменитому земляку, выступала на чтениях в прошлом году и нынче на международном семинаре в православном лагере “Дружба”.
Но больше всего она не жалеет времени на детей. И на своих, и на чужих. Со своими, признается, палку порой перегибала. По неопытности не разрешала дочкам танцевать, считая это грехом. А потом узнала, что в Ростове Великом балы организует монах Игнатий, — он даже подарил ей диск с записями и напутствием, что нет ничего плохого, когда молодежь учится хорошим танцам. Дочь Настя теперь тоже ведет пасхальные балы. Она уже в четвертый раз едет в православный молодежный лагерь на Кипр и этот навык как нельзя кстати. Старшей дочери Светлане вообще досталось — ее ровесники обзывали монашкой за то, что носила юбку до колена, а не мини. Подарила бабушке с дедушкой уже двоих внуков. Приводит их каждое воскресенье на причастие. Зять поет на клиросе. А встретились молодые в Москве, в храме Христа Спасителя, — приехали из Витебска на Рождественские чтения.
Что касается чужих детей, матери просят всячески их заинтересовать — чтобы удержать от дурного влияния. Матушка Вера здесь руководствуется словами Феофана Затворника, который говорил, что “вера — это расположение сердца к восприятию божественной истины. Детское сердце всегда готово к этому восприятию, но истину им надо преподнести в занимательной и интересной форме”. Форму ищет постоянно — освоила технику флористики, теперь пошла на занятия по скрапбукингу, который явно будет интересен подросткам. Урок-праздник, урок-игра с элементами духовной беседы — это как раз то, что ненавязчиво позволяет приобщать к вере, а самое главное — не дает затем молодым людям оступиться. Когда матушке Вере самой говорят, чтобы остановилась, отвечает строчками Юлии Друниной, любимыми с детства: “Не беда, что тянешься ко многому, плохо, коль не тянет ни к чему”.
Блиц-опрос
- Ваша любимая книга?
- “Несвятые святые”, которая ходит в воскресной школе по рукам, а еще “Мое милое детство” Клавдии Лукашевич.
- На что не имеет права матушка?
- Выйти из себя.
- Вам доводится слышать упрек в свой адрес?
- Да — что я слишком простая. Отвечаю словами Господа: “Будь прост, как голубь, и мудр, как змея”.
- Самое большое потрясение?
- У меня есть любимая поговорка: “Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илья, потерплю и я”. Когда я проводила мастер-класс по изготовлению рождественской открытки в онкодиспансере, молодая женщина написала для мужа эту поговорку, изменив последнюю строчку: “Потерпи и ты меня”.
— Главная мудрость, которую вы постигли?
— “Да любите друг друга”. Все действительно покрывается любовью, а души спасаются терпением.
Нина ПИСАРЕНКО.
(119)