МАТУШКА ВЕРА

Прежде, чем начать рассказ об этой удивительной женщи­не, матушке Вере, хочу предло­жить вашему вниманию сти­хотворение.

Меня спросили,

                              кем хочу я стать?

Я вам отвечу— Человеком.

Чтоб человеком мог меня

назвать

Любой, кто б на своем пути

меня не встретил.

Хочу я жизнь не зря прожить

И добрых дел свершить немало.

Я знаю, нужно мне спешить,

Чтоб время зря не угасало.

Нельзя минуты упускать,

Ведь потеряв хотя бы миг,

Ты можешь много потерять,

И даже то, чего достиг.

Ты знаешь цель свою — борись,

Борись всегда, не знай покоя,

А если трудность на пути,

То не сдавайся ей без боя.

Вся жизнь — борьба,

борьба со злом.

И всюду есть свои преграды,

Но этот маленький разлом

Не должен стать в пути

                                     оврагом.

Ведь жизнь короткая — она

Растает быстро, словно снег,

Но память будет жить в веках,

Ведь наше имя — Человек!

Зрелое стихотворение, прав­да? Не поверите, но эти стро­ки некогда вышли из-под пера десятилетней девочки. Эта де­вочка — Настя Гончарова, дочь матушки Веры и протоиерея Александра.

Личность

Наше первое знакомство со­стоялось несколько лет назад. В воскресную школу хра­ма иконы Божией Матери «Целительница», вернее, студию духовно-нравственного воспитания на православных традициях бело­русского народа (так она именует­ся официально) меня пригласили на Рождественский утренник. Но это был настоящий спектакль, поставленный Верой Гончаровой, или матушкой Верой, как ее поч­тительно называют. С тех пор довелось видеть воспитанников студии не однажды. Всякий раз впечатляли их игра и сама Вера Григорьевна, для которой каждое выступление — как первое. Такой уж характер.

Белорусы со Знаком качества

Недавно мы встретились в духовной семинарии, и я впервые увидела матуш­ку Веру в народном костюме, правда, не совсем для нас привычном. Сказала об этом, она улыбнулась:

— А это костюм с Полесья, с моей родины.

О своем Ричёве, что в семи киломе­трах от Турова, Вера Григорьевна может рассказывать бесконечно. Там по-особому дышится и она, как признается, мо­лодеет, у нее проходит давление и горят глаза. С эмоциональностью, присущей полешукам, рассказывает о местном го­воре, который муж поначалу вообще не понимал. Он из Могилевской области, и когда первый раз приехал, в ответ на все речи только согласно кивал головой. До­ходило до смеха. Теща попросила подать «кажушак», он метнулся к молодой жене, чтобы показала, где найти тот кожух. А оказалось, подать надо было щуку…

Вера Григорьевна рассказывает, как однажды Петр Миронович Машеров, находившийся на Полесье с визитом, с юмором заметил:

  • Полешуки — те же белорусы, толь­ко со Знаком качества.

Народ у них и правда особенный. Вспоминает, как мама не раз характери­зовала других:

  • Добры чалавек, гаманкі.

Спокойствие и немногословие зятя ее поначалу удивляло, но разглядела его сразу, когда на деревенскую свадьбу приехало много друзей.

  • Видно, хороший человек, — сказа­ла и добавила: — Столько людей да в такую даль к плохому не поедут.

День в углу

Вера Григорьевна родилась в верую­щей семье. Ее дедушка Степан Игнать­евич Бичко входил в двадцатку активи­стов Туровского храма. На службу шел семь километров туда и семь обратно.

Однажды мама, старшая из девяти Сте­пановых детей, взяла первоклассницу Веру на службу. Девочка глаз не своди­ла с батюшки, который, как ей казалось, смотрел только на нее. В классе расска­зала обо всем, что слышала, а в пропо­веди священник как раз говорил о том, чтобы дети хорошо учились в школе. Од­ноклассники тут же доложили учитель­нице, и та поставила отличницу Веру в угол на целый день. Проплакала, но так и не поняла, за что.

Теперь понимает — такое время было. А учительнице, с которой у них хорошие отношения, благодарна за тот случай, который заставил о многом задуматься. Уже в Витебске, когда од­нажды привела старшую дочь в студию эстетического воспитания в ДК УБОН, услышала, как кто-то сказал, что откры­лась воскресная школа, и первое, что подумала: “Это для меня. Там найду от­веты на все свои вопросы”.

Путь к спасению

С супругом закончили Белорусскую сельскохозяйственную академию: она — экономический факультет, он — инже­нерный. Александр Гончаров на два года старше, учился в аспирантуре, когда од­нокурсник-монгол, которому Вера помо­гала писать дипломную работу, в знак благодарности пригласил ее и его (сво­его друга) в гости. Еще подумала, что парень, наверное, с подготовительного отделения (слишком юное лицо). А он, как выяснилось, давно приметил бойкую девушку, только познакомиться не ре­шался. По характеру они действительно разные: огонь и вода, но не зря ведь раз­ноименные заряды притягиваются…

Венчались Гончаровы уже в Витебске, в день свадьбы, 17 ноября, но с интер­валом в семь лет. Это было в Казанской церкви, и тогда с ними произошел пер­вый чудесный случай. Здесь, в церков­ной лавке, Александр Владимирович увидел “Закон Божий”, который с подачи жены уже прочел. Книга потрясла, и он тогда сказал: “Такую правду я всю жизнь искал». Естественно, захотел ее купить, но стоила книга 50 рублей (по тем вре­менам большие деньги). Их у него не было, но по привычке сунул руку в кар­ман. А костюм ведь был новый, недавно купленный, и каким было удивление супругов, когда вытащил вдруг нужную купюру!..

После торжества Вера Григорьевна сказала мужу, что надо бы батюшку, который их венчал (это был Владимир Быстряков), пригласить с матушкой в гости. Александр Владимирович еще засомневался:

  • А о чем с ними говорить?
  • Он кандидат наук, ты кандидат, —парировала супруга, — так что молчать не будете.

Как в воду глядела. Только не о науке говорили гости с хозяином, а о вере и боге, а на память оставили “Путь ко спасению” Феофана Затворника.

Молитвенники нужны

Жена Владимира Быстрякова вела воскресную школу при Покровском со­боре, которую посещали Вера Григо­рьевна с дочкой. Ответы на некоторые вопросы здесь нашла, но не на все. Как смеется, “чем дальше в лес, тем боль­ше дров”. И тогда вспомнила об одно­сельчанке, ушедшей в монастырь в По­лоцке. Поехала, разыскала и попросила помочь ей найти духовного отца. Им стал тогдашний духовник монастыря, ныне покойный отец Михаил Бураков. Он еще поинтересовался, почему про­сится в духовные чада. Была откровен­ной: “Слишком много накопилось вопро­сов, а ответов найти не могу”.

Потом набралась смелости и попро­сила, чтобы батюшка разрешил мужу приехать к нему.

  • А кто он? — поинтересовался отец Михаил.
  • Кандидат наук, — важно ответила Вера Григорьевна.
  • О-о, — протянул священник, — в таком случае пусть приезжает.

Она тогда вернулась из Полоцка окрыленной, чего не скажешь об Алек­сандре Владимировиче, который на все её эмоциональные рассказы о духов­ном отце только пожимал плечами — батюшка как батюшка. В тот период он сам преподавал в академии ветеринар­ной медицины и был директором вос­кресной школы в Свято-Георгиевском храме. Тем более было удивительно, когда через некоторое время отец Ми­хаил затеял разговор о рукоположении в священники, Вера Григорьевна еще выдвинула “веский” контраргумент:

  • Что вы, у него же голоса нет!
  • Да у нас артистов в храме много, — отвечал батюшка, — молитвенники нужны.

Начало начал

В августе 2006 года в храме иконы Божией Матери “Целительница”, настояте­лем которой был назначен Александр Гончаров, состоялось первое богослужение. Он тогда еще перевез откуда-то деревянный сруб, и шесть лет служба шла в маленькой церкви, а новый храм строился параллельно. Теперь в дере­вянном здании, которую одни называют белорусской хаткой (быт воссоздан до мелочей), другие — музеем воскресной школы и даже храма, проходят занятия. Все эти годы Вера Григорьевна, матуш­ка Вера, возглавляет воскресную школу, или студию духовно-нравственного вос­питания на православных традициях белорусского народа, которая размеща­ется в центре “Маладзік”.

На ее женскую долю испытаний тоже хватило — четверо детей, дом, дача, а это 25 соток земли. Но она всегда сопе­реживала мужу, зная, как нелегко дает­ся стройка, и старалась не грузить его домашними заботами. На вопрос, как же ему удается совмещать преподава­тельскую и научную работу со священ­нической службой, отвечает, вмиг став серьезной:

— Господь управляет.

Говоря о себе, опять улыбается—она и чтец, и певчая, а в воскресной школе и на дуде игрец. Творческое начало заложено с детства — у них на Полесье народ пе­вучий. Даже уверены, что название реки Припять от слова “припевать”. В школе был театр, где кого только ни играла — и Павлинку, и Марысю, и Снегурочку. А еще танцевала в кружке хореографии. Во вре­мя учебы в академии руководила хорео­графическим коллективом, на гастроли с которым выезжали даже за рубеж. Все это пригодилось в новой жизни, которая началась в статусе матушки, — Господь, видно, готовил к этой миссии.

Работа у Бога

Матушкой быть нелегко — много от­ветственности. Отец Александр окормляет еще и онкодиспансер (храм “Всецарица”), и ей приходится постоянно быть на виду, под прицелом многих глаз. То, что не имеет права на слабину, подчеркивает даже родной отец (после смерти матери уже четвертый год живет в их семье). Стоит дочери обратиться к нему или к кому-то из близких чуть по­строже, он тут же заявляет:

— Тебе нельзя, ты у Бога работаешь. А как радовалась мать, когда зять стал священником, и сожалела только об одном, что дед Степан не дожил до этой замечательной поры. Когда умерла, ее отпевал зять. Внучки пели на клиро­се, а младший внук пономарил. Бабушка того заслуживала — она участвовала в возрождении Михайловской церкви в родной деревне, собирая пожертвова­ния (21 ноября у них престольный празд­ник— день архистратига Михаила, когда устраивается “кірмаш”). Пела на кли­росе, не пропуская службу, хотя очень болели ноги, — отец (золотые руки!) со­брал трактор и подвозил в храм.

Еще один праздник, почитаемый полешуками, — день памяти Кирилла Туровского (11 мая). Для матушки Веры это не просто святой —личность, на одаренность которого повлияла полес­ская природа. С презентацией, посвя­щенной знаменитому земляку, выступа­ла на чтениях в прошлом году и нынче на международном семинаре в право­славном лагере “Дружба”.

Но больше всего она не жалеет вре­мени на детей. И на своих, и на чужих. Со своими, признается, палку порой пе­регибала. По неопытности не разреша­ла дочкам танцевать, считая это грехом. А потом узнала, что в Ростове Великом балы организует монах Игнатий, — он даже подарил ей диск с записями и на­путствием, что нет ничего плохого, когда молодежь учится хорошим танцам. Дочь Настя теперь тоже ведет пасхальные балы. Она уже в четвертый раз едет в православный молодежный лагерь на Кипр и этот навык как нельзя кстати. Старшей дочери Светлане вообще досталось — ее ровесники обзывали монашкой за то, что носила юбку до колена, а не мини. Подарила бабушке с дедушкой уже двоих внуков. Приводит их каждое воскресенье на причастие. Зять поет на клиросе. А встретились молодые в Москве, в храме Христа Спасителя, — приехали из Витебска на Рождествен­ские чтения.

Что касается чужих детей, матери про­сят всячески их заинтересовать — чтобы удержать от дурного влияния. Матушка Вера здесь руководствуется словами Феофана Затворника, который говорил, что “вера — это расположение сердца к восприятию божественной истины. Дет­ское сердце всегда готово к этому вос­приятию, но истину им надо преподнести в занимательной и интересной форме”. Форму ищет постоянно — освоила тех­нику флористики, теперь пошла на заня­тия по скрапбукингу, который явно будет интересен подросткам. Урок-праздник, урок-игра с элементами духовной бесе­ды — это как раз то, что ненавязчиво по­зволяет приобщать к вере, а самое глав­ное — не дает затем молодым людям оступиться. Когда матушке Вере самой говорят, чтобы остановилась, отвечает строчками Юлии Друниной, любимыми с детства: “Не беда, что тянешься ко мно­гому, плохо, коль не тянет ни к чему”.

Блиц-опрос

  • Ваша любимая книга?
  • “Несвятые святые”, которая ходит в воскресной школе по рукам, а еще “Мое милое детство” Клавдии Лукашевич.
  • На что не имеет права матуш­ка?
  • Выйти из себя.
  • Вам доводится слышать упрек в свой адрес?
  • Да — что я слишком простая. От­вечаю словами Господа: “Будь прост, как голубь, и мудр, как змея”.
  • Самое большое потрясение?
  • У меня есть любимая поговорка: “Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илья, потерплю и я”. Когда я проводила мастер-класс по изготовлению рожде­ственской открытки в онкодиспансере, молодая женщина написала для мужа эту поговорку, изменив последнюю строчку: “Потерпи и ты меня”.

    — Главная мудрость, которую вы постигли?

—  “Да любите друг друга”. Все дей­ствительно покрывается любовью, а души спасаются терпением.

Нина ПИСАРЕНКО.

    

(119)

Статья написана taisija

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели